Совсем
недавно, в нащей стране появился компьютерно-анимационный фильм "Фараон".
Фактически сразу, он завоевал огромное количество призов на различных
кинофестивалях. Пишут о нем очень мало, поэтому "Полный Пк" решил восполнить
это пробел. На наши вопросы отвечает продюссер студии "Бегемот"(на ней
делались все спец.эффекты) Александр Смирнов.
Расскажите
немного о фильме, его идее, сценарии?
Фильм
называется "ФАРАОН", что в историческом контексте рассказанной истории,
более чем оправдано. Идея и постановка принадлежит известному кинорежиссеру
Сергею Овчарову. Действие фильма разворачивается в плоскости древнеегипетских
фресок. В эпицентре истории, взаимоотношения мужчины и женщины. Фильм
представляет собой чистый эксперимент, как со стороны традиционного
киноискусства, так и со стороны классической анимации. Нельзя сказать
что до нас, подобного никто не делал. Но именно в "ФАРАОНЕ" были собраны
воедино разные элементы кино и анимационного исскуства до сих пор не
встречавшиеся между собой, и в результате получилась ни на что не похожая
картина.
Какие
артисты в нем играют?
В роли
ФАРАОНА снялся всеми любимый Николай Фоменко. В роли его спутницы выступила
Ирина Основина, яркая и талантливая актриса. Сразу несколько ролей исполнил
Кася Варки: верный товарищ ФАРАОНА - СФИНКС, городовой, вождь и многие
другие запоминающеся роли, ему же принадлежит хореографическое решение
фильма. Многие актеры второго плана впервые снимались в кино, но среди
них были такие "зубры" жанра, как старые актеры из Лицедеев.
Как
возникла идея его создания?
Идея
"ФАРАОНА" родилась у кинорежиссера Сергея Михайловича Овчарова давно.
Еще на заре девяностых годов, в программе Кирилла Набутова "Адамово
Яблоко" демонстрировались первые опыты Овчарова в этом направлении,
под названием "Адам и Ева". Видимо все эти годы режиссер ждал когда
новые компьютерные технологии позволят ему полноценно реализовать изначальный
замысел.
Но, как известно, проекты которые долго зреют и рождаются в муках приносят
неожиданные плоды. На сегодняшний день "Фараон" собрал богатый урожай
главных призов на престижных международных фестивалях. Самый главный
приз - это конечно "Золотой Медведь" Берлинского кинофестиваля 1999
года. Этим летом, на кинофестивале в городе ТОРОНТО жюри присудило Гран-При
за лучший анимационный фильм - "ФАРАОНУ". На фестивале "АНИГРАФ теле-кино
99" в МОСКВЕ нам была вручена статуя из бронзы и гранита за лучшие спецэффекты
к кинофильму. Жюри кинофестиваля "Послание к человеку" в городе Выборге
признало лучшим режиссером года Сергея Овчарова, как автора "ФАРАОНА".
Ну и наконец, недавно прошедший на Украине анимационный фестиваль "КРОК"
- главный приз за лучший короткометражный фильм.
Молодая
кинокомпания "Медиа Мастер" - которой принадлежат права на "ФАРАОНА",
первой своей работой громко заявила о себе.
Для Сергея Овчарова это не первая работа в кино, он является автором
таких замечательных фильмов как: "ЛЕВША", "БАРАБАНИАДА", "ОНО", "НЕСКЛАДУХА"
и "НЕБЫВАЛЬЩИНА". Для БЕГЕМОТА это тоже не первая работа в кино, но
пожалуй самая яркая.
Кто
непосредственно занимался разработкой компьютерных эффектов к фильму,
в чем они заключались?
Автор
объяснял и рисовал что он хочет увидеть, мы старались, дословно исполнять
замысел режиссера, при этом предлагая новые образы решения кадров. Главным
придумщиком как во время работы на съемочной площадке, так и при работе
в студии был директор, душа и совесть нашей студии Алик Кондратьев.
Миша Сидоренко - арт директор БЕГЕМОТА основательно приложил руку ко
многим эпизодам. Огромный объем работ подняла на хрупких плечах Лада
Белец. Мужики после таких нагрузок загибаются, а Лада как огурчик. Мне
тоже довелось нести боевую вахту во время съемок и естественно участвовать
в создании спецэффектов.
Сергей Михайлович сам интересный художник, (его работы неоднократно
экспонировались в России и Европе) не зная до конца нашей технологии,
интуитивно чувствовал как снимать тот или иной кадр.
Фильм снимался по методу "blue screen" - актеры работают без декораций
в павильоне с одноцветным фоном. Наша задача была убрать фон, придать
нужный характер движений актерам и совместить их фигуры с фонами и текстурами,
отловить движения камеры и уложить все в причудливые видео-коллажи стилизованные
под фрески.
Были
ли какие-то смешные случаи во время работы?
Если вы знакомы с творчеством Николая Фоменко, то можете себе представить
что без веселья не проходило и дня.
Чтобы облегчить работу актерам, режиссер позволил произносить внутренние
монологи вслух - фильм все равно немой. Многие дубли приходилось переснимать
по очень простой причине, после монологов в интерпретации Николая работа
останавливалась...
Запомнились августовские рублевые праздники 98 года, которые застали
нас в самый разгар работы - тоже был повод для веселья...
Сколько
заняло времени работа над компьютерными спец.эффектами?
Для
десяти минутного фильма мы работали более полугода. Всего было отснято
более 27 часов рабочего материала. Работали в выходные и праздники.
Маки все это время практически не выключались.
Многое пришлось изобретать по ходу работы над фильмом. Считать и пересчитывать
эпизоды. По долгу спорить как должен выглядеть тот или иной кадр.
Что
было самым трудным в работе над спец.эффектами?
Сначала
это было недоверие со стороны старых киношников к новым компьютерным
технологиям. А потом наоборот, исключительная вера в наше всемогущество.
Многие ляпы во время съемок оправдывались тем что компьютерщики все
исправят, им это раз плюнуть - кнопку нажал и готово. Только сейчас,
со временем с их стороны приходит понимание, что компьютер не более
чем инструмент художника, как кисточка или карандаш, только более универсальный
и удобный. В любом случае все приходится делать руками, при этом думать
и понимать что именно ты делаешь.
(с) 1999г. Сергей
Иванов