Ирина НАЧАРОВА

"ФАРАОН" собрал награды

Оригинальный текст - "Известия Петербург " 7 июля, 1999г.

На премьере фильма "Фараон" в Доме кино режиссер Сергей Овчаров, помимо съемочной группы ("светлые люди, бессребреники, фанаты своего дела!"), представил "компьютерных" создателей картины из студии "Бегемот". Благодаря им отснятый материал сложился в некую древнеегипетскую фреску. Которая очаровала не только жюри престижного Берлинского фестиваля, присудившее короткометражке из России "Золотого медведя". На фестивале в Торонто в анимационной номинации "Фараон" получил Гран-при, на московском "Аниграфе", оценивающем работы в области компьютерных технологий, - главный приз. Правда, петербургское "Послание к человеку" никак не отметило картину земляка. В фестивальные дни "бегемотовцев" удалось обнаружить не в кинозалах, а в недрах цеха комбинированных съемок "Ленфильма", где расположена студия. В полном составе, они увлеченно трудились над созданием древнегреческой фрески - продолжением овчаровской серии. Художественный руководитель студии Олег Кондратьев, оторвавшись от компьютера, отвечал на вопросы "Известий".

- С появлением "Фараона" заговорили о рождении нового жанра. "Живые" актеры, в том числе Николай Фоменко, Ирина Основина, существуют в мультипликационном антураже. Условно эту картинку называют ожившей фреской. Что это за жанр?

- Вообще этот жанр, технологии, с которыми мы имеем дело, очень непонятные. Чисто мультипликационная рисованная техника исследована серьезно Диснеем - существуют книги, учебники. А что касается "оживления" чего-либо другого, здесь нам приходится исследовать все самим. Благодаря Сергею Овчарову, мы оказались в передовиках - пробуем новые технологии, техники, формы - и в кино, и в анимации.

- В чем технологически заключалась ваша работа над этим фильмом?

- Все снималось на зеленом фоне. Актеры медленно, плавно двигались. Всего такого материала отснято более двадцати кассет продолжительностью 11 часов - для 10-минутного фильма, который задумывался в два с половиной раза длиннее. Отобранные режиссером материалы мы взяли в компьютер. Дальше - уже наша компьютерная работа. Она длилась почти два месяца, а съемки - десять дней. Теперь осталась мечта довести "Фараона" до большего формата, использовав оставшиеся материалы.

- Фильмы Сергея Овчарова по большей части относятся к разряду "кино не для всех". Так называемого массового зрителя смущает их философская глубина, обилие "проклятых" вопросов. Трудно работать с таким режиссером?

- Нам было интересно и легко работать с Овчаровым. Он сам рисует, понимает природу цвета, тени и т.п. Мы выполняли отдельные эпизоды, например, для фильмов Рогожкина, тесно сотрудничаем с Маминым. Большинство режиссеров относятся к компьютерным штучкам достаточно традиционно, используя их для спецэффектов. Для "Особенностей национальной рыбалки" мы "запускали" ракету с катера. В "Горько" делали эпизод с комарами-гигантами. Сергей Овчаров на самом деле стоит как бы особняком в нашем кинематографе. У него преобладают крайние художественные решения - гротесковые, яркие, когда в каждой мелочи как бы присутствует Вселенная. Они более сложные в техническом исполнении. В его кино мы делаем то же, что в анимации - оживляем неодушевленное. Если говорить о "Фараоне", в России до нас никто такой работы не делал, нам приходилось экспериментировать. Мнения о фильме, как правило, противоположные - либо очень нравится, либо его не приемлют в принципе. Возможно, это связано именно с его необычной формой. С одной стороны - это фильм (играют актеры, есть сюжет), с другой - живые герои не более, чем мультперсонажи. Сергей Михайлович запланировал чуть ли не сто серий таких короткометражных историй, которые можно соединить в полнометражные ленты. Все они будут решены в разных техниках, живописных школах, временных пластах. Но в основе - вечные взаимоотношения мужчины и женщины. Следующая серия посвящена подвигам Геракла, антураж уже греческий. Предполагается, что главные роли Зевса и Геры будут исполнять Стоянов и Алейников. Возможно, мы будем работать вместе Сергеем Михайловичем и над его полнометражным фильмом "Бочкотара".

- Неизбежный вопрос - почему вы назвали студию столь несерьезно? Как давно существует "Бегемот"?

- Мы начали заниматься компьютерными технологиями одними из первых в городе, в 92-м году. Все начиналось с телевидения, тогда техника позволяла сделать только простые работы, да и потребности заказчика были иные. Летающий логотип в кадре - предел мечтаний. Постепенно задачи усложнялись, мы развивались профессионально. В 95-м организовалась студия "Бегемот". В этом слове вообще множество всяческих смыслов. Во-первых, оно очень русское - везде зверей называют гиппопотамами. Во-вторых - веселое и отражает то, чем мы занимаемся. Плюс к этому на ум сразу приходят ассоциации с романом Булгакова и его замечательным персонажем. Вообще и у нас в стране, и за рубежом оказалось множество организаций, фирм с таким названием. Видимо, это люди, сходные с нами образом жизни и отношением к жизни. У нас даже появился лозунг "Бегемоты всех стран, соединяйтесь!". В нашей студии сегодня пять человек. Наш конек - компьютерные технологии, анимация, как выразительное средство. У каждого из нас - разное образование, но любые знания оказались полезными в анимации.

- "Фараон" - ваша первая работа, которая имела успех во всем мире?

- Да, наверное, ее можно считать нашим первым крупным успехом. Безусловно, лавры принадлежат режиссеру и съемочной группе. Фильм получился интернациональный. В любой стране зрителю все понятно. Хотя, в разных странах зрители смеются в разных местах. Русские "на ура" воспринимают эпизод с самогоноварением. А в финале - одни хохочут, другие тускнеют. Когда герои оказываются заколоченными в деревянных будках. У каждого домика сидит сфинкс. Домик заколочен. И женский плач, плачет непонятно кто, непонятно по кому. То есть это не судьба отдельного человека, а глобальная проблема. Такая вот притча.

(с) 1999г. Ирина НАЧАРОВА

Фильм "ФАРАОН"

Оставить запись в гостевой книге | Посмотреть на записи гостей


 

Hosted by uCoz