На премьере фильма
"Фараон" в Доме кино режиссер Сергей Овчаров, помимо съемочной группы
("светлые люди, бессребреники, фанаты своего дела!"), представил "компьютерных"
создателей картины из студии "Бегемот". Благодаря им отснятый материал
сложился в некую древнеегипетскую фреску. Которая очаровала не только
жюри престижного Берлинского фестиваля, присудившее короткометражке
из России "Золотого медведя". На фестивале в Торонто в анимационной
номинации "Фараон" получил Гран-при, на московском "Аниграфе", оценивающем
работы в области компьютерных технологий, - главный приз. Правда, петербургское
"Послание к человеку" никак не отметило картину земляка. В фестивальные
дни "бегемотовцев" удалось обнаружить не в кинозалах, а в недрах цеха
комбинированных съемок "Ленфильма", где расположена студия. В полном
составе, они увлеченно трудились над созданием древнегреческой фрески
- продолжением овчаровской серии. Художественный руководитель студии
Олег Кондратьев, оторвавшись от компьютера, отвечал на вопросы "Известий".
- С появлением
"Фараона" заговорили о рождении нового жанра. "Живые" актеры, в том
числе Николай Фоменко, Ирина Основина, существуют в мультипликационном
антураже. Условно эту картинку называют ожившей фреской. Что это за
жанр?
- Вообще этот жанр,
технологии, с которыми мы имеем дело, очень непонятные. Чисто мультипликационная
рисованная техника исследована серьезно Диснеем - существуют книги,
учебники. А что касается "оживления" чего-либо другого, здесь нам приходится
исследовать все самим. Благодаря Сергею Овчарову, мы оказались в передовиках
- пробуем новые технологии, техники, формы - и в кино, и в анимации.
- В чем технологически
заключалась ваша работа над этим фильмом?
- Все снималось
на зеленом фоне. Актеры медленно, плавно двигались. Всего такого материала
отснято более двадцати кассет продолжительностью 11 часов - для 10-минутного
фильма, который задумывался в два с половиной раза длиннее. Отобранные
режиссером материалы мы взяли в компьютер. Дальше - уже наша компьютерная
работа. Она длилась почти два месяца, а съемки - десять дней. Теперь
осталась мечта довести "Фараона" до большего формата, использовав оставшиеся
материалы.
- Фильмы Сергея
Овчарова по большей части относятся к разряду "кино не для всех". Так
называемого массового зрителя смущает их философская глубина, обилие
"проклятых" вопросов. Трудно работать с таким режиссером?
- Нам было интересно
и легко работать с Овчаровым. Он сам рисует, понимает природу цвета,
тени и т.п. Мы выполняли отдельные эпизоды, например, для фильмов Рогожкина,
тесно сотрудничаем с Маминым. Большинство режиссеров относятся к компьютерным
штучкам достаточно традиционно, используя их для спецэффектов. Для "Особенностей
национальной рыбалки" мы "запускали" ракету с катера. В "Горько" делали
эпизод с комарами-гигантами. Сергей Овчаров на самом деле стоит как
бы особняком в нашем кинематографе. У него преобладают крайние художественные
решения - гротесковые, яркие, когда в каждой мелочи как бы присутствует
Вселенная. Они более сложные в техническом исполнении. В его кино мы
делаем то же, что в анимации - оживляем неодушевленное. Если говорить
о "Фараоне", в России до нас никто такой работы не делал, нам приходилось
экспериментировать. Мнения о фильме, как правило, противоположные -
либо очень нравится, либо его не приемлют в принципе. Возможно, это
связано именно с его необычной формой. С одной стороны - это фильм (играют
актеры, есть сюжет), с другой - живые герои не более, чем мультперсонажи.
Сергей Михайлович запланировал чуть ли не сто серий таких короткометражных
историй, которые можно соединить в полнометражные ленты. Все они будут
решены в разных техниках, живописных школах, временных пластах. Но в
основе - вечные взаимоотношения мужчины и женщины. Следующая серия посвящена
подвигам Геракла, антураж уже греческий. Предполагается, что главные
роли Зевса и Геры будут исполнять Стоянов и Алейников. Возможно, мы
будем работать вместе Сергеем Михайловичем и над его полнометражным
фильмом "Бочкотара".
- Неизбежный
вопрос - почему вы назвали студию столь несерьезно? Как давно существует
"Бегемот"?
- Мы начали заниматься
компьютерными технологиями одними из первых в городе, в 92-м году. Все
начиналось с телевидения, тогда техника позволяла сделать только простые
работы, да и потребности заказчика были иные. Летающий логотип в кадре
- предел мечтаний. Постепенно задачи усложнялись, мы развивались профессионально.
В 95-м организовалась студия "Бегемот". В этом слове вообще множество
всяческих смыслов. Во-первых, оно очень русское - везде зверей называют
гиппопотамами. Во-вторых - веселое и отражает то, чем мы занимаемся.
Плюс к этому на ум сразу приходят ассоциации с романом Булгакова и его
замечательным персонажем. Вообще и у нас в стране, и за рубежом оказалось
множество организаций, фирм с таким названием. Видимо, это люди, сходные
с нами образом жизни и отношением к жизни. У нас даже появился лозунг
"Бегемоты всех стран, соединяйтесь!". В нашей студии сегодня пять человек.
Наш конек - компьютерные технологии, анимация, как выразительное средство.
У каждого из нас - разное образование, но любые знания оказались полезными
в анимации.
- "Фараон" -
ваша первая работа, которая имела успех во всем мире?
- Да, наверное,
ее можно считать нашим первым крупным успехом. Безусловно, лавры принадлежат
режиссеру и съемочной группе. Фильм получился интернациональный. В любой
стране зрителю все понятно. Хотя, в разных странах зрители смеются в
разных местах. Русские "на ура" воспринимают эпизод с самогоноварением.
А в финале - одни хохочут, другие тускнеют. Когда герои оказываются
заколоченными в деревянных будках. У каждого домика сидит сфинкс. Домик
заколочен. И женский плач, плачет непонятно кто, непонятно по кому.
То есть это не судьба отдельного человека, а глобальная проблема. Такая
вот притча.
(с) 1999г. Ирина
НАЧАРОВА